Вот такой может быть примерно начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии: 1. Окошко
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
2. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
3. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
4. Лягушка — хоботок
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7. Толстячок
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
8. Худышка
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
9. Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10. Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка
11. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
12. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Рекомендации родителям
■ При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным.
■ На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
■ Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
■ Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
■ Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
■ Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3упражнения и выполнять их в течение занятия или в течение дня.
■ Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх. После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
с учетом индивидуальных дефектов произношения.